"Музыка осени"

29 сентября 2019

Сопоставив последние события концертной жизни Москвы, афиши с именами исполняемых композиторов, напрашивается вывод о возрождении интереса к творческому наследию целого ряда композиторов, творивших в 20 века, незаслуженно мало исполняемых. Их творчество той или иной степени, было предано забвению. Два прошедших концерта: 29 сентября в рахманиновском зале Московской консерватории, где звучали произведения Николая Мясковского, его учеников Николая Пейко и Бориса Чайковского; в Концертном зале Академии имени Гнесеных, выступление лауреатов конкурса камерной музыки Бориса Чайковского, представивших творчество его сочинения и композиторов учителей и современников Бориса Чайковского.
Профессор московской консерватории Юрий Борисович Абдоков 29.09.2019 года представил камерный оркестр под руководством Ивана Никифорчина, коллектив, уже хорошо знакомый московской публике, по ряду эксклюзивных концертных программ. В этот вечер он впервые выступил, как «Академия русской музыки», что вполне оправдывает это громкое наименование. Рождение серьезного коллектива, значительного художественного явления, тем более оркестра, не возникает на пустом месте. Этому успеху предшествует всегда огромный титанический и в данном случае вдохновенный, бескорыстный труд. Так было и два года назад, когда Иван Никофорчин, объединил вокруг себя исполнителей, собрал коллектив - лучшие силы талантливого студенчества, именно, своим пристальным интересом к музыке, которую знает, которую пропагандирует.
За небольшой период времени оркестр возродил имя великого русского. композитора, беззастенчиво вычеркнутого из концертных программ - Германа Яковлевича Галынина, оставившего после себя за свой недолгий творческий путь достаточно большое наследие. Герман Галынин был замечательным другом Бориса Чайковского. Такие подвиги сравнимы с репертуарной политикой камерного оркестра Рудольфа Баршая.
Камерный оркестр «Академия русской музыки» под руководством Ивана Никифорчина открыл серию концертных программ, составленных из сочинений крупнейших композиторов России ХХ века. В первом концерте цикла были представлены произведения Николая Яковлевича Мясковского и двух его выдающихся воспитанников: Николая Ивановича Пейко (1916–1995) и Бориса Александровича Чайковского (1925–1996). Вокальный цикл Н. И. Пейко — первое в отечественной музыке сочинение, в котором используются поэтические тексты Владимира Набокова. Премьера этого опуса состоялась в 1987 году в Малом зале Московской консерватории под управлением автора. «АРМ» предлагает первое посмертное исполнение сочинения, о котором в конце прошлого столетия критика писала: «…обращение одного из наиболее маститых российских симфонистов к поэзии В. Набокова симптоматично. Пейко представляет ту часть русской музыкальной аристократии, для которой не существует духовного разрыва между “Россией, которую мы потеряли” и современностью. Менее всего замысел Пейко отражает стремление изобразить чужую боль. Ностальгическое чувство выражено от первого лица. Сделано это столь убедительно, что стираются все барьеры между словом и звуком. Пронзительная поэзия Набокова обретает в музыкальном воплощении черты духовного откровения…» Симфониетта и Кларнетовый концерт Бориса Чайковского – подлинные жемчужины раннего оркестрового творчества мастера, снискавшего репутацию одного из величайших оркестровых композиторов ХХ столетия. Моцартианский дух этих партитур очень мало соотносится с эстетикой соц.реализма и нарочитой оптимистичностью советского искусства. Эти произведения в полной мере выражают особую творческую этику художника, чьи эстетическая свобода и поэтическая чистота стали легендарными еще при его жизни. Музыка «Симфониетты» - этот «прекрасный цветок», появившийся на сломе исторических эпох (1953 год). В трактовке Концерта для кларнета и камерного оркестра солист Эрнест Алавердян и «АРМ» возрождают аутентичный образ партитуры, впервые исполненной Владимиром Тупикиным (кларнет) и Московским камерным оркестром под управлением Рудольфа Баршая 11 мая 1964 года в Большом зале Московской консерватории. По окончанию концерта, под восторженные аплодисменты публики Никифорчину Ивану Михайловичу была вручена Премия Бориса Чайковского, учрежденная межрегиональной организацией «Обществом Бориса Чайковского». за концертные исполнения, первые мировые записи камерно-оркестровых партитур Германа Галынина и за выдающиеся интерпретации оркестровых сочинений крупнейших русских композиторов ХХ века. Миссия вручения премии была поручена также обладателю этой премии - Николаю Хамзинскому основателю Камерной капеллы «Русская консерватория» ____________________________________________________________________
21 ноября цикл концертов продолжит Приношение к 100-летию со дня рождения Народного артиста Карена Суреновича Хачатуряна, включившее его сочинения и замечательные творения его современников.
_____________________________________________
30 сентября в концертном зале РАМ продолжился праздник прекрасной музыки, прекрасных голосов. Небольшая аудитория слушателей - настоящих «гурманов» и почитателей музыки Бориса Чайковского в очередной раз погрузилась в удивительный мир Бориса Чайковского и его современников. Программа концерта говорит о многообразии музыкального материала. И это - «20 век»

Ксения Рега Борис Чайковский Сосна, ст. М. Лермонтова Виссарион Шебалин Я здесь, Инезилья, ст. Пушкина фортепиано - Михаил Филимонов Георгий Свиридов Вербочки, Весна, ст. А. Блока фортепиано - Ольга Едемская Диана Скавронская Владимир Рубин Как по вольной волюшке, ст. М. Лермонтова Борис Чайковский Твой образ из цикла «Лирика Пушкина» фортепиано - Евгения Лопухин Кристина Егшатян Альбан Берг - В комнате из цикла "Sieben friihe Lieder" /Семь ранних песен», ст. И. Шлафа Борис Чайковский Дар напрасный из цикла «Лирика Пушкина» фортепиано - Анна Челышева Анастасия Павленко Уильям Болком ,ст. А. Вайнштейна Can’t sleep/Vte могу спатьAngels are the highest form of virtue/'Ангелы - наивысшая добродетель фортепиано - Анна Челышева Сона Агаджанян Микаэл Таривердиев. Два романса на стихи М. Цветаевой Что тебе я сделала, Попытка ревности фортепиано - Анна Половникова Татьяна Прокуилкина Борис Чайковский Талисман из цикла «Лирика Пушкина» Сергей Прокофьев Болтунья, ст. А. Барто фортепиано -Александра Рыжова Серафима Углицка Борис Чайковский Если жизнь тебя обманеТ из цикла «Лирика Пушкина» Валерий Гаврилин Любовь останется, ст. Б. Гершта фортепиано - Ангелина Панкратьева Александра Трубицина Борис Чайковский Диалог из цикла «Четыре стихотворения И. Бродского» Пауль Хиндемит Geburt Maria /Рождение Марии из цикла «Das Marienleben /Житие Марии» фортепиано - Анна Челышева Полина КохновиЧ Бенджамин Бриттен Funeral blues/Похоронный блюз Johnny/Джонни Calypso/Калипсо из цикла «Песни Кабаре», ст. У. Одена фортепиано - Василий Петренко Анна ЧернявскаяИгорь Стравинский Пастушка из цикла «Фавн и Пастушкаст. А ПушкинаБорис Чайковский Движение весны из цикла «Последняя весна», ст. Н. ЗаболоцкогоФфортепиано - Салима Кенчешаова, флейта -Анастасия Тимошина, кларнет - Ксения Мельник, Дарья Горожанке Борис Чайковский Зеленый луч, Кто мне ответил из цикла «Последняя весна», ст. Н. Заболоцкого фортепиано - Георгий Мигунов, флейта -Анастасия Тимошина, кларнет - Ксения Мельник Ксения Мусланова Дмитрий Шостакович Недоразумение из цикла «Сатиры», ст. Саши Чёрного Борис Чайковский Поэту из цикла «Лирика Пушкина» фортепиано - Владислав Фадеев Борис Чайковский кантата «Знаки Зодиака» для сопрано, клавесина и струнного оркестра, в 5-ти частях Прелюдия Молчание, ст. Ф. Тютчева Там, далёко, ст. А. Блока У четырёх дорог, ст. М. Цветаевой Знаки Зодиака, ст. Н. Заболоцкого Солистка Татьяна Иващенко Ансамбль Espressivo, дирижёр Иван Прудников, Ведущая концерта Валида Келле.

"Музыка осени"