Семинар: "Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования"

24 октября 2019

24 октября 2019 г. в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования города Москвы «Детская музыкальная школа № 35» для преподавателей ДМШ и ДШИ был проведен Пятый научно-практический семинар «Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования».
Автором идеи, руководителем и ведущим семинара является Борисевич Владислав Гурьевич.

В программе семинара прозвучали следующие выступления:

1.    Аветисова Кристина Игоревна – кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования ГБОУ Школа № 2089, Центр творчества.
«Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях по классу гитары»

2.    Блинков Илья Андреевич – преподаватель ГБУДО г. Москвы «ДШИ Феникс»
«Гитарный теоретический базис – практическое использование знаний по ЭТМ на инструменте. Поиск межпредметных связей»

3.    Борисевич Владислав Гурьевич – кандидат педагогических наук, редактор по научной работе журнала «Гитаристъ», преподаватель ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. Б.А. Чайковского»
«Итоги проведения Первой межрегиональной педагогической научно-практической конференции «Современные методики обучения игре на гитаре в системе дополнительного образования: традиции, инновации, перспективы»

4.    Волков Валерий Дмитриевич – генеральный директор Русского гитарного центра, главный редактор журнала «Гитаристъ»
«Использование родственных гитаре инструментов в гитарных оркестрах и больших гитарных ансамблях»

5.    Монастыршина Юлия Александровна – кандидат искусствоведения, лауреат международных конкурсов
(Бунова Анастасия, 3 курс Колледжа им. Гнесиных, И.С.Бах Аллеманда из сюиты BWV996, преподаватель Охотина М.Е.)
«Исполнительский арсенал эпохи Барокко, темп, динамика, артикуляция, орнаментика»

6.    Охотина Мария Евгеньевна – лауреат международных конкурсов, преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных, заведующая народным отделом Музыкальной школы РАМ имени Гнесиных.
«Опыт обучения гитаристов за рубежом: школа Оскара Гильи»

7.    Хлынов Александр Николаевич – преподаватель МГБУДО «Воскресенская школа искусств»
«Воспитание постановочных навыков левой руки в VII позиции на начальном этапе обучения как фактор повышения мотивации в музыкально-педагогическом процессе юных музыкантов»

В семинаре приняло участие 40 человек. В основном это преподаватели по классу гитары из различных музыкальных школ и школ искусств г. Москвы. Следует отметить, что среди слушателей прошедшего семинара были также учащиеся музыкальных колледжей, гитаристы-исполнители, а также любители искусства игры на классической гитаре.
В процессе работы семинара обсуждались теоретические и практические вопросы преподавания игры на классической гитаре, а также особенности развития искусства игры на гитаре. Впервые на семинаре перед гитаристами выступила с интересным сообщением и провела мастер-класс известная пианистка, кандидат искусствоведения, лауреат международных конкурсов Юлия Александровна Монастыршина.
В.Г. Борисевич в своем выступлении отчитался перед коллегами о проведении Первой межрегиональной педагогической научно-практической конференции «Современные методики обучения игре на гитаре в системе дополнительного образования: традиции, инновации, перспективы», а также представил сборник материалов этой конференции. В сообщении были даны довольно подробные рекомендации по работе над научными текстами и их оформлению, рассмотрены наиболее распространенные ошибки при написании научных статей.
М.Е. Охотина познакомила коллег с методическими рекомендациями Оскара Гильи. В ходе сообщения были рассмотрены проблемы соединения и удлинения звуков, артикуляции, опережения событий. Работа над штрихами, интонацией и музыкальной фразой была проиллюстрирована в процессе небольшого открытого урока со студенткой 3 курса Колледжа им. Гнесиных Буновой Анастасией.
Ю.А. Монастыршина познакомила преподавателей по классу гитары с основными правилами исполнения барочной музыки, касающихся: темпов, размеров (счета), характера, динамического развития музыкального материала, работы над фразой, исполнения украшений и формы музыкальных произведений. В рамках этого выступления был проведен мастер-класс со студенткой 3 курса Колледжа им. Гнесиных Буновой Анастасией, которая исполнила Аллеманду И.С. Баха из Сюиты BWV 996. Выступление Ю.А. Монастыршиной было самым продолжительным на семинаре и имело огромный успех!
А.Н. Хлынов в своем выступлении затронул проблему повышения мотивации учащихся музыкальных школ. Предложенный им метод помогает учащимся-гитаристам на начальном этапе музыкального образования освоить «правильную» и «надежную» постановку левой руки в седьмой позиции. После этого постепенно внимание переключается на развитие правой руки.
В.Д. Волков кратко рассмотрел некоторые аспекты происхождения гитары на примерах археологических раскопок и иконографических источников периода с 1350 г. до н.э. до эпохи Барокко включительно и познакомил слушателей семинара с родственным гитаре южноамериканским инструментом чаранго. В дуэте с И.А. Блинковым были продемонстрированы возможности использования этого инструмента в процессе обучения игре на гитаре в музыкальной школе.
К.И. Аветисова поделилась с коллегами своей методикой сочинения музыки для развития творческих способностей учащихся-гитаристов на занятиях по специальности.
И.А. Блинков познакомил слушателей семинара с современной аккордовой системой CAGED и на практических примерах показал необходимость использования знаний по элементарной теории музыки на занятиях по специальности.
Мероприятие прошло на высоком профессиональном уровне. Все выступления вызвали среди участников семинара большой интерес, возникали увлеченные дискуссии. Коллеги задавали много вопросов, обменивались профессиональным опытом научной и нотной литературой.
Подобная форма работы в профессиональной среде ведет к повышению педагогического мастерства преподавателей по классу гитары. Безусловно, проведенный семинар будет способствовать развитию классической гитары как академического инструмента.

Семинар: "Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования"